Возьми моё сердце - баллада хеви-метал группы Ария, была выпущена в 1995 году на альбоме "Ночь короче дня".
Несмотря на то, что альбом вышел уже после раскола группы, в ходе которого Арию покинул Сергей Маврин, он является одним из авторов музыки. В настоящее время песня исполняется группой Кипелов.
Музыка - В.Кипелов/С.Маврин/В.Холстинин/В.Дубинин Слова - М.Пушкина
Валерий Кипелов - вокал Владимир Холстинин - гитара Сергей Терентьев - гитара Виталий Дубинин - бас Александр Манякин - барабаны
Владимир Холстинин журналу Guitars Magazine
Несмотря на то, что баллады традиционно считаются наиболее доступными для массового слушателя, произведениями в репертуаре металлических групп, это вовсе не означает, что они также самые простые, с музыкальной точки зрения. Например, композиция «Возьми мое сердце» демонстрирует достаточно нетривиальный подход к гармонии. В целом песня строится в тональности Ре-минор («самая печальная из всех тональностей»), но при этом в куплете используется много расширенных гармоний, что позволяет избежать изъезженных балладных штампов. Рассмотрим подробно, как строится композиция, начав, как положено со вступления.
Можно сразу заметить, что все аккорды имеют басовой нотой Ре. Движение аккордов под остинатной нотой первой ступени - прием, позволяющий достаточно смело экспериментировать с гармонией. Он одновременно как обеспечивает привязку к основной тональности даже в случае самых неочевидных аккордов, а также вносит новые краски в звучание традиционных аппликатур.
Гармония вступления построена на аккордах Dm, E7/D , F/D (F6) и Ddim7. Можно видеть, что по мере развития интро, усложняется гармоническая структура аккордов, и соответственно усиливается напряженность в звучании произведения.. Сперва идет "обычный" минорный аккорд, затем септ-аккорд (обращение с септимой в басу), в следующем аккорде появляется секста, а последний аккорд, основанный на уменьшенном трезвучии звучит особенно напряженно.
Также обратите внимание на то, что параллельно с арпеджированием аккордов звучит партия второй гитары. Она строится на "въездах" в аккордовые ноты, образуя с арпеджируемыми нотами аккорда различные интервалы.
Еще одно наблюдение - аппликатурно аккорды движутся "вниз" по грифу, а партия второй гитары основана на восходящем мелодическом движении. Такой "встречный" курс делает динамку композиции более интересной.
Куплет начинается с той же гармонии, что и интро. Но первые два аккорда перенесены в более низкие позиции. Это обусловлено тем, что теперь, когда гитара выполняет функцию аккомпанемента, желательно, чтобы она была "под" вокалом а не "над" ним.
Далее куплет развивается в достаточно традиционной ре-минорной последовательности, но в ней создается дополнительное напряжение при помощи "вбрасывания" в бас аккордов Gm и Dm диссонирующих уменьшенных квинт - До-диез и Соль-диез соответственно. Завершается куплет разрешением в доминанту, которое обеспечивает плавный переход в припев, построенный уже на "честном" Ре-миноре: Dm, F, Gm, C.
Общая структура песни, как можно видеть плавно развивается от напряжения создаваемого интервалами расширенной гармонии до прямолинейной мелодики припева, который по всем законам жанра обязан быть запоминающимся.
Возьми мое сердце
Слепая ночь легла у ног
И не пускает на порог
Брожу по дому как во сне
Но мне покоя нет нигде
Тупая боль пробьет висок
И пальцы лягут на курок
А в зеркалах качнется призрак
Призрак мечты
Возьми мое сердце
Возьми мою душу
Я так одинок в этот час
Что хочу умереть
Мне некуда деться
Свой мир я разрушил
По мне плачет только свеча
На холодной заре
Ты умерла в дождливый день
И тени плыли по воде
Я смерть увидел в первый раз
Ее величие и грязь
В твоих глазах застыла боль
Я разделю ее с тобой
А в зеркалах качнется призрак
Призрак любви
Я слышу утренний колокол
Он славит праздник
И сыпет медью и золотом
Ты теперь в царстве вечного сна
Я слышу утренний колокол
Он бесов дразнит
И звоном небо расколото
На земле я любил лишь тебя...