Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Москва - Одесса

Москва – Одесса - муз. Высоцкий В.С. / сл. Высоцкий В.С.

***************************************************************************

- "МОСКВА - ОДЕССА" ИЛИ "МНЕ ТУДА НЕ НАДО" -

В СССР разные диссиденты. Некоторые (и Высоцкий) были против строя не справа, а слева.

Высоцкий. Москва – Одесса. Художественный смысл песни
Автор: С. Воложин

Неправда, будто его творчество столь просто,
что всеми воспринимается абсолютно и с любовью.
(Булат Окуджава)

Прав и не прав оказался Ю. Андреев, после смерти Высоцкого предвещавший падение интереса к нему через некоторое время. Это время пришло. Вот только Ю. Андреев ждал, что оно наступит, когда свершится "упорядочение механизма хозяйствования" в стране. А случился почти полный развал хозяйства, Высоцкого же не стало слышно. В чем дело?

В том, что он был последний из могикан, искренно боровшихся за высокие идеалы, когда общественный строй, казалось бы, призванный способствовать их достижению - их гробил и сам был накануне гибели. А теперь - погиб, и Высоцкий стал не актуален.

Нажмите для увеличения

 

в 1963 году пасажирский самолет Ту-124А получил наименование Ту-134

 

Многие поспорят и скажут, что Высоцкий диссидент, а те были против так называемого социализма, против централизма, тоталитаризма, заорганизованности, пренебрежения личностью. И найдут доводы даже и в словах разбираемой песни. Разве, мол, не против эпохи застоя и обезлички саркастические слова: "Опять дают задержку до восьми,/ И граждане покорно засыпают"? Разве, мол, не против мягкого брежневского режима, обеспечивающего массам беспроблемное существование на невысоком уровне, поется вот это: "И нас обратно к прошлому ведет/ Вся стройная, как "ТУ", та стюардесса мисс-Одесса,/ Доступная, как весь гражданский флот"? Разве, мол, не антиправительственный душок в строках: "Отсюда не пускают, а туда не принимают./ Несправедливо, муторно..."? А забота о нашей безопасности государственной монополии - "А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса,/ Надежная, как весь гражданский флот" - не отдает ли, мол, эта забота насильным благом для свободной личности, готовой в иной момент рискнуть жизнью, лишь бы срочно попасть, куда ей надо?

Однако, если поспорившие со мной правы, то почему сейчас, в годы первичного капитализма, на знамени которого начертано: "За индивидуализм и эгоизм"- не держит это знамя в нашем радио- и телеэфире наряду с суперменами, скажем, тяжелого рока и голливудского боевика сверхчеловек Владимир Высоцкий? Неужели только потому, что он уже 16 лет физически мертв? Ведь наш эфир заполнен западными произведениями о рыцарях силы и воли произведениями и большего возраста.

 

 

"Аэрофлот" (логотип)

Просто были в СССР разные диссиденты. Некоторые (и Высоцкий) были против строя не справа, а слева, и реалистов-коммунистов считали позорящими великую идею. В полемическом задоре такие выступали за аскетизм и духовность (против чувственных идеалов, охвативших Запад открыто и беззастенчиво, а нас - под ханжеским флером). "Сказали мне: "Сегодня не надейся,/ Не стоит уповать на небеса" ", - слышит лирический герой от реалистов. Но согласиться не хочет. И добьется-таки своего. Ведь "Открыты Киев, Харьков, Кишинев"... Когда,- года 2-3 назад,- Одесский аэропорт был при смерти, я слышал рассказы, как рисковые люди летали из Петербурга в Кишинев, а потом - на легковых, через две границы и одну "горячую точку" - в Одессу. Очень ловко подобным образом понять последние строки песни: "Мне это надоело, черт возьми,/ И я лечу туда, где принимают". Но пусть даже лирический герой "полетел" в номер к доступной стюардессе мисс-Одесса - это его не унижает по большому счету. Потому что, если человека заклинило на недостижимом высоком идеале, то он может рехнуться. Экспрессия песни настолько велика (вы ж помните надрыв Высоцкого!), что перед нами именно стресс. И вызван он высокодуховной причиной - любовью. Недаром у героя вызывает лишь отрицательные ассоциации то и дело мелькающая в куплетах красавица. Например, ассоциация со лживостью: "Нас на посадку скучно стюардесса приглашает,/ Похожая на весь гражданский флот" - самолет пришлось-таки покинуть, он не взлетел. Столь парадоксальная антипатия к красоте женщины может быть лишь при влюбленности в другую. А ради интенсификации переживания устремленности к той, герой готов весь мир

Нажмите для увеличения

 

вызвать на бой, как Дон-Кихот за Дульсинею. Сколько городов он перечисляет? - 12. А кажется, что больше. И всюду - "хорошо": "ясно", "тепло", "светло", весна - "с крыши потекло", "ни туч, ни облаков". Хорошо даже в самом дальнем закутке, "В который не заманишь и наградой". И рефреном "мне туда не надо" он хочет - по противоположности - вызвать в себе физическое страдание, чтоб заглушить душевное. Ему бы раздеться, да выйти из аэровокзала - может, остыл бы. Но он не догадался. А воображаемое физическое страдание не действенно. И если он даже нашел, как выпустить пар, - с стюардессой,- то этим просто спас себя от заболевания душевного или телесного. И это - залог того, что в Одессу он все-таки попадет, не сегодня, так завтра. Счастье - будет.

И, конечно, это образ счастья станы, народа, ибо поет Высоцкий не по-человечески, а сверх. Слишком плохи были дела в обществе, и не верилось, что ТАКАЯ идея не может быть спасена. Вот он и рвал глотку и сердце. Хотелось докричаться до нас, разбудить нас, граждан, что покорно засыпают. Верил, если не в сегодня, то в завтра.

Теперь же та идея умерла или уснула, как спящая красавица - на век. Но менталитет у народа не меняется быстро. И ему скучны заокеанские супермены, сражающиеся лишь за себя. Зато и пафос Высоцкого сейчас оказался безадресным для нас. Вот он пока и молчит, Высоцкий.

***************************************************************************



Москва - Одесса

 

       Em                  H7                 Em
В который раз лечу Москва - Одесса...
      E7                                  Am
Опять не выпускают самолет.
                                     A6
А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса,
      F#7              H7                           Em
Надежная, как весь гражданский флот.
                
Над Мурманском ни туч, ни облаков,
     E7                                    Am
И хоть сейчас лети до Ашхабада.
                                                   Em
Открыты Киев, Харьков, Кишинев,
          H7                                      Em
И Львов открыт, но мне туда не надо.
Сказали мне: "Сегодня не надейся, Не стоит уповать на небеса". И вот опять дают задержку рейса на Одессу, Теперь - обледенела полоса.
А в Ленинграде с крыши потекло, И что мне не лететь до Ленинграда? В Тбилиси - там все ясно, там тепло, Там чай растет, но мне туда не надо.
Я слышу - ростовчане вылетают, А мне в Одессу надо позарез, Но надо мне туда, куда три дня не принимают, И потому откладывают рейс.
Мне надо, где сугробы намело, Где завтра ожидают снегопада, А где-нибудь все ясно и светло, Там хорошо, но мне туда не надо.
Отсюда не пускают, а туда не принимают, Несправедливо, муторно, но вот Нас на посадку скучно стюардесса приглашает, Похожая на весь гражданский флот.
Открыли самый дальний закуток, В который не заманят и награды. Открыт закрытый порт Владивосток, Париж открыт, но мне туда не надо.
Взлетим мы - распогодится. Теперь запреты снимут. Напрягся лайнер, слышен визг турбин. Но я уже не верю ни во что, меня не примут, - У них найдется множество причин.
Мне надо, где метели и туман, Где завтра ожидают снегопада. Открыты Лондон, Дели, Магадан, Открыто все, но мне туда не надо.
Я прав - хоть плачь, хоть смейся, - но опять задержка рейса, И нас обратно к прошлому ведет Вся стройная, как "ТУ", та стюардесса, мисс Одесса, Доступная, как весь гражданский флот.
Опять дают задержку до восьми, И граждане покорно засыпают. Мне это надоело, черт возьми, И я лечу туда, где принимают!
Мне это надоело, черт возьми, И я лечу туда, где принимают!

Em

H7

E7

Am

Em

H7

E7

Am


A6

F#7

A6

1 струна - 0
2 струна - 2 лад
3 струна - 3 лад
4 струна - 4 лад
5 струна - 4 лад
6 струна - x


guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2021 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин