Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Обыгрывание аккордов секстами

Источник: musicbox.su
Автор: Игорь Бойко

Игорь БойкоИспользование любых интервалов в аккомпанементе или импровизации всегда привносит в игру музыканта интересную звуковую окраску, а особенно колоритно звучат широкие интервалы – сексты и септимы. В настоящем очерке мы поговорим о применении секст для гармонического и мелодического обыгрывания разных по типу аккордов. Итак, всё по порядку.

Сначала посмотрим, как строится мажорная гамма аккордами, например, в тональности фа мажор (пример 1).

Как видно в примере 1, на первой, четвёртой и пятой ступенях мажорного лада строятся мажорные аккорды; на второй, третьей и шестой – минорные аккорды; на седьмой ступени лада строится минорный септаккорд с пониженной квинтой (полууменьшенный септаккорд).

Теперь, сыграем эту же мажорную гамму только одними трезвучиями, расположенными на первых трёх струнах (пример 2).

Убрав в трезвучиях примера 2 средний голос, находящийся на второй струне, мы получим движение вдоль грифа интервалов сексты (пример 3).

Следует заметить, проиграв сексты по гамме, они по очереди затрагивают все ноты обыгрываемого аккорда (в данном случае фа-мажорного). При этом не теряется ни одна аккордовая нота, включая аккордовые (диатонические) надстройки – всё на месте, только это происходит постепенно.

Теперь, для того чтобы сыграть сексты на 2-й и 4-й струнах, необходимо построить мажорную гамму не обычными аккордами, а септаккордами. В этом случае получится сочетание аккордов, приведённых в примере 4.

Fmaj7 - Gm7 - Am7 - Bbmaj7 - C7 - Dm7 - Em7b5 - Fmaj7

Если в аппликатурных формах аккордов примера 4 не играть ноту, расположенную на шестой струне, то получится сочетание трезвучий на 2-й, 3-й и 4-й струнах (пример 5), а, убрав из этих трезвучий средний голос, расположенный на третьей струне, образуем движение вдоль грифа интервалов сексты.

Рассмотренные выше варианты аппликатурного построения секст на 1 – 3-й и на 2 – 4-й струнах – являются наиболее применимыми на практике. Можно сыграть сексты и на других струнах, скажем на 4-й и 6-й, но они используются значительно реже, так как звучат в этом диапазоне гитары не очень выразительно.

Далее рассмотрим типы аккордов, для которых интервалы сексты применяются наиболее часто, обыгрывая их гармонически и мелодически. Известно, что от каждой ступени диатонического звукоряда строится определённый лад. В элементарной теории музыки эти лады именуются ладами народной музыки: ионийский (натуральный мажор), дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский (натуральный минор) и локрийский. Теоретически интервалы сексты, построенные в мажорном ладу, могут обыгрывать любой из аккордов, входящих в эту гамму, но как показывает личный опыт и опыт моих коллег, сексты лучше всего звучат только для четырёх аккордов приведённых ниже:

1) Мажорные аккорды, которые располагаются на первой и четвёртой ступенях мажорного лада. В этом случае будет два варианта обыгрывания мажорных аккордов секстами – в ионийском (натуральном) ладу и лидийском ладу (повышена 4-я ступень).

1) Минорный аккорд, расположенный на второй ступени мажорного лада. В этом случае сексты будут строиться в дорийском ладу (повышена 6-я ступень).

3) Доминантсептаккорд, расположенный на пятой ступени мажорного лада. Для него сексты будут строиться по миксолидийском ладу (понижена 7-я ступень).

4) Полууменьшенный аккорд, расположенный на седьмой ступени мажорного лада. Для его обыгрывания сексты будут строиться в локрийском ладу (пониженные 2-я и 5-я ступени).

При гармоническом заполнении сексты можно использовать так: брать сразу не аккорд, а сексты. А при мелодическом – в левой руке ничего не меняется, а правая рука извлекает звуки поочередно. Для тех кто играет медиатором, можно рекомендовать следующую аппликатуру: нижний звук интервала извлекается медиатором, а верхний звук – средним пальцем правой руки. Некоторые гитаристы предпочитают извлекать верхний звук безымянным пальцем. Запомнить следует сначала глазами. Затем пальцами проигрывайте эту цепочку интервалов как вверх, так и вниз. В начале и в конце интервальной цепочки обязательно берите «ключевой» аккорд.

Вариант гармонического обыгрывания аккордов Fmaj7, Gm7, C7, Em7b5 приведён в примере 7. Вариант мелодического обыгрывания аккордов Fmaj7, Gm7, C7, Em7b5 показан в примере 8.

Запомните эти аппликатурные модели, а затем транспонируйте их в различные позиции, не забывая при этом в начале и в конце брать «ключевой» аккорд. Учить эти примеры желательно в ритме, обыгрывая какой-либо аккорд интервалами по четыре четверти, как бы играя аккомпанемент – на каждую четверть по одному разу интервал, потом по два раза каждый интервал. Очень хорошо звучит, когда внедряешь сексты между аккомпанирующими аккордами.

Экспериментируйте с приведённым материалом всеми возможными способами. Желаю успеха!

Информацию о «Лаборатории профессионального образования для гитаристов» можно получить на сайте igorboiko.ru

guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин