|
Обыгрывание аккордов секстами |
Источник: musicbox.su
Автор: Игорь Бойко
Использование любых интервалов в аккомпанементе или импровизации всегда привносит в игру музыканта интересную звуковую окраску, а особенно колоритно звучат широкие интервалы – сексты и септимы. В настоящем очерке мы поговорим о применении секст для гармонического и мелодического обыгрывания разных по типу аккордов. Итак, всё по порядку.
Сначала посмотрим, как строится мажорная гамма аккордами, например, в тональности фа мажор (пример 1).
Как видно в примере 1, на первой, четвёртой и пятой ступенях мажорного лада строятся мажорные аккорды; на второй, третьей и шестой – минорные аккорды; на седьмой ступени лада строится минорный септаккорд с пониженной квинтой (полууменьшенный септаккорд).
![](img.lessons/Harping_Chords_of_Sixths/2.jpg)
Теперь, сыграем эту же мажорную гамму только одними трезвучиями, расположенными на первых трёх струнах (пример 2).
![](img.lessons/Harping_Chords_of_Sixths/2.jpg)
Убрав в трезвучиях примера 2 средний голос, находящийся на второй струне, мы получим движение вдоль грифа интервалов сексты (пример 3).
![](img.lessons/Harping_Chords_of_Sixths/3.jpg)
Следует заметить, проиграв сексты по гамме, они по очереди затрагивают все ноты обыгрываемого аккорда (в данном случае фа-мажорного). При этом не теряется ни одна аккордовая нота, включая аккордовые (диатонические) надстройки – всё на месте, только это происходит постепенно.
Теперь, для того чтобы сыграть сексты на 2-й и 4-й струнах, необходимо построить мажорную гамму не обычными аккордами, а септаккордами. В этом случае получится сочетание аккордов, приведённых в примере 4.
![](img.lessons/Harping_Chords_of_Sixths/4.jpg)
Fmaj7 - Gm7 - Am7 - Bbmaj7 - C7 - Dm7 - Em7b5 - Fmaj7
Если в аппликатурных формах аккордов примера 4 не играть ноту, расположенную на шестой струне, то получится сочетание трезвучий на 2-й, 3-й и 4-й струнах (пример 5), а, убрав из этих трезвучий средний голос, расположенный на третьей струне, образуем движение вдоль грифа интервалов сексты.
![](img.lessons/Harping_Chords_of_Sixths/6.jpg)
Рассмотренные выше варианты аппликатурного построения секст на 1 – 3-й и на 2 – 4-й струнах – являются наиболее применимыми на практике. Можно сыграть сексты и на других струнах, скажем на 4-й и 6-й, но они используются значительно реже, так как звучат в этом диапазоне гитары не очень выразительно.
Далее рассмотрим типы аккордов, для которых интервалы сексты применяются наиболее часто, обыгрывая их гармонически и мелодически. Известно, что от каждой ступени диатонического звукоряда строится определённый лад. В элементарной теории музыки эти лады именуются ладами народной музыки: ионийский (натуральный мажор), дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский (натуральный минор) и локрийский. Теоретически интервалы сексты, построенные в мажорном ладу, могут обыгрывать любой из аккордов, входящих в эту гамму, но как показывает личный опыт и опыт моих коллег, сексты лучше всего звучат только для четырёх аккордов приведённых ниже:
1) Мажорные аккорды, которые располагаются на первой и четвёртой ступенях мажорного лада. В этом случае будет два варианта обыгрывания мажорных аккордов секстами – в ионийском (натуральном) ладу и лидийском ладу (повышена 4-я ступень).
1) Минорный аккорд, расположенный на второй ступени мажорного лада. В этом случае сексты будут строиться в дорийском ладу (повышена 6-я ступень).
3) Доминантсептаккорд, расположенный на пятой ступени мажорного лада. Для него сексты будут строиться по миксолидийском ладу (понижена 7-я ступень).
4) Полууменьшенный аккорд, расположенный на седьмой ступени мажорного лада. Для его обыгрывания сексты будут строиться в локрийском ладу (пониженные 2-я и 5-я ступени).
При гармоническом заполнении сексты можно использовать так: брать сразу не аккорд, а сексты. А при мелодическом – в левой руке ничего не меняется, а правая рука извлекает звуки поочередно. Для тех кто играет медиатором, можно рекомендовать следующую аппликатуру: нижний звук интервала извлекается медиатором, а верхний звук – средним пальцем правой руки. Некоторые гитаристы предпочитают извлекать верхний звук безымянным пальцем. Запомнить следует сначала глазами. Затем пальцами проигрывайте эту цепочку интервалов как вверх, так и вниз. В начале и в конце интервальной цепочки обязательно берите «ключевой» аккорд.
Вариант гармонического обыгрывания аккордов Fmaj7, Gm7, C7, Em7b5 приведён в примере 7. Вариант мелодического обыгрывания аккордов Fmaj7, Gm7, C7, Em7b5 показан в примере 8.
![](img.lessons/Harping_Chords_of_Sixths/7.jpg)
Запомните эти аппликатурные модели, а затем транспонируйте их в различные позиции, не забывая при этом в начале и в конце брать «ключевой» аккорд. Учить эти примеры желательно в ритме, обыгрывая какой-либо аккорд интервалами по четыре четверти, как бы играя аккомпанемент – на каждую четверть по одному разу интервал, потом по два раза каждый интервал. Очень хорошо звучит, когда внедряешь сексты между аккомпанирующими аккордами.
Экспериментируйте с приведённым материалом всеми возможными способами. Желаю успеха!
Информацию о «Лаборатории профессионального образования для гитаристов» можно получить на сайте igorboiko.ru
|