«Песня о друге» - песня из репертуара Владимира Высоцкого
Песня о друге
Am E7
Если друг оказался вдруг
Am
И не друг, и не враг, а - так
Dm
Если сразу не разберешь,
G7 C E7
Плох он или хорош,-
Dm
Парня в горы тяни - рискни!
Dm6 Am
Не бросай одного его,
Dm
Пусть он в связке в одной с тобой -
E7 Am
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик,-
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но - шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Am
E7
Dm
G7
C
Dm6
Высоцкий и его песни - приподнимем занавес за краешек
Автор:Людмила Томенчук
Песня о друге
Известна в подробностях, редчайший случай, история написания песни о
друге. Владимир Высоцкий создал ее на одном дыхании (это мы еще вспомним), под впечатлением
рассказа альпиниста Л.Елисеева, вспоминавшего об этом так. "История простая. Летом 1955 года мы совершали обычное спортивно-тренировочное восхождение <...> Я шел руководителем, в
группе было шесть человек -- три связки: Елисеев-Ласкин, Морозов-Иванова,
Гутман - Кондратьев. Все шло нормально. <...> решил все три двойки
связать в одну связку, чтобы только первый шел с нижней страховкой.
Я до сих пор убежден, что действовал правильно, хотя есть и другие
мнения. Но у гор "его величество случай" всегда в запасе, и события приняли
непредвиденный оборот. Быстро прошли ледовый склон, вышли на скалы<...> я организовал надежную страховку за скальный выступ -- точнее, за
огромную скалу-монолит <...> принял к себе идущего вторым Ласкина,
своего старого напарника по связке. С ним мы ходили на вершины высшей
категории трудности, попадали в разные переплеты, из которых он выходил, как
говорится, с честью.
Ласкин быстро переналадил страховку и стал принимать к себе идущего
третьим Славу Морозова <...> Я продолжал подъем <...> пройдя
несколько метров, услышал душераздирающий крик. Я оглянулся и увидел, что
верхняя часть скалы, на которой держалась вся наша страховка, медленно
отходит от стены -- видно, пришло ее время упасть. Кричал Ласкин: он, похоже,
потерял голову от происходящего и ничего не предпринимал, хотя стоял рядом,
вполне мог сбросить с отходящей скалы наши веревки -- и все было бы
нормально. Правда, скала при падении могла еще задеть идущих ниже, но мы
поднимались не строго вертикально <...> так что могло никого и не
задеть, как впоследствии и оказалось.
Меня охватили гнев и досада: так нелепо, без драки, без ожесточенной
борьбы, надо погибать. Сейчас скала сорвет Ласкина, он -- меня, я --
остальных, если не выдержит страховка. <...> Шансов уцелеть никаких <...> Особенно неудачно падал Слава Морозов"119* (здесь и далее в
воспоминаниях Л.Елисеева выделено мной. -- Л.Т.).
Все обошлось благополучно -- альпинисты остались живы. "О самой
транспортировке, которая <...> требовала только больших физических
затрат, я Володе не рассказывал. Хотя люди вели себя там по-разному... После
продолжительной паузы Володя спросил: "А что было со Славой?" Я ответил, что
у Славы серьезных повреждений не оказалось, он <...> через месяц даже
отработал одну смену инструктором в альплагере. <...> Вот такую
историю рассказал я Высоцкому. Конечно, разговор шел иначе: он уточнял
детали, переспрашивал непонятное. Разговаривали несколько часов"120*.
А когда наутро Высоцкий запел сочиненную ночью песню "Если друг
оказался вдруг...", Елисеев "сидел как завороженный. <...> Я узнавал и
не узнавал свой вчерашний рассказ. С одной стороны, это был сгусток, самая
суть нашего вчерашнего разговора. С другой -- все стало ярче, объемнее, стало
н о в о й п е с н е й"121.
В этом рассказе есть несколько деталей, делающих в общем стандартную
историю неординарной. Ее опорные моменты выделены в тексте. Схематизируем
рассказ Елисеева. В его основе -- одно происшествие и два поступка.
Происшествие -- откололась скала, и создалась угрожающая ситуация для
альпинистов, шедших в одной связке. Поступки -- решение руководителя группы,
Елисеева, вместо традиционных "двоек" сделать одну связку и -- бездействие
Ласкина
Размышляя над поведением обоих главных героев этой драмы, можно
заметить две параллели. Первая: и тот, и другой поступили нестандартно, не
по правилам, писаным или неписаным. Вторая еще очевиднее -- действия обоих
оценены негативно (правда, в отношении Елисеева так думает, по его словам,
лишь часть специалистов).
Владимир Высоцкий (Кадр из фильма "Вертикаль")
Посмотрим на эту историю глазами неспециалиста, что принципиально, так
как большинство з нас, аудитории этой песни, не альпинисты, да и в далеком
шестьдесят шестом у Елисеева был именно такой слушатель.
Какой разворот имела бы ситуация, не прими руководитель группы решение
вопреки правилам идти одной связкой? Отход скалы, бездействие Ласкина -- и
опасности подвергаются две жизни. Вместо шести. (Может, именно это имели в
виду те, у кого были "и другие мнения", а может быть, и еще что-то). На этот
счет у Елисеева ни слова, он "до сих пор убежден, что действовал правильно".
И если бы не случай, который "у гор <...> всегда в запасе", то и
говорить было бы не о чем. А вот Ласкин, который "вполне мог", "ничего не
предпринимал".
Елисеев в свое оправдание не приводит никаких доказательств (во всяком
случае в публикуемом тексте), лишь ссылается на убежденность в своей правоте
да еще пеняет на случай. А Ласкину, попадавшему с ним во множество
переплетов, "из которых выходил <...> с честью", в праве на
случайность поведения, неожиданного, может быть, и для него самого,
отказывает.
Горы преподносят нам неприятные сюрпризы -- не только в виде природных
катаклизмов, но и душевных обвалов. Бывает, люди в горах раскрываются самым
неожиданным и непостижимым не только для других, но и для самих себя
образом. Как к этому отнестись -- вот в чем вопрос. Еще недавно все было ясно
в нас и вокруг нас. Казалось, если не все можно предвидеть и предусмотреть,
уж во всяком случае можно все объяснить. Для загадок в душе и мире не
оставалось места. Так было совсем недавно. Теперь мы повзрослели. Поэт
повзрослел на четверть века раньше.