Оригинал: Guitar Techniques №171
Автор: Jon Bishop
Переводчик: Михаил
Источник: allguitar.info
Флажолет - это звук производимый гитарой при легком прикосновении к вибрирующей открытой или прижатой струне в месте, делящем её на определенные доли. Флажолеты могут звучать очень красиво и, кроме того, с их помощью можно сыграть мелодии, которые иначе сыграть невозможно, потому что некоторые ноты, которые извлекаются флажолетами, выше чем самые высокие ноты на грифе. |
|
|
Billy F Gibbons - король медиаторных флажолетов из Техаса |
|
|
От переводчика
Бишоп крут, но объясняет запутано. Кроме того, я заметил что многие путают разные флажолеты (например считают, что медиаторные и искусственные это одно то же), сказывается обилие кривопереведенного материала при отсутствии нормального. Поэтому для начала объясню термины:
Есть два основных вида флажолетов:
Натуральный флажолет - флажолет который извлекается из открытой струны с помощью легкого касания к ней в точках которые отделяют её равные доли (половина, треть, четверть, пятая часть и т. д.) во время звукоизвлечения.
Искусственный флажолет - тот же самый натуральный, только мы укорачиваем струну, зажимая её на каком-то ладу. Соответственно изменяется и место где надо прижимать струну. Т.е., чтобы получить октаву, зажимаем на третьем ладу, слегка прикасаемся указательным пальцем правой руки на 15м ладу (12 натуральный + 3 прижатых лада) и дёргаем струну большим пальцем правой.
Суть флажолета в том, что мы глушим основную ноту и все обертона, кроме тех, которые имеют, так называемый «узел стоячей волны» в точке прикосновения. Узел стоячей волны, это точка, в которой волна не шевелится. Посмотрите картинку и все станет ясно.
Натуральный флажолет называется «натуральным» потому, что он основывается на натуральном звукоряде. Который в свою очередь называется так потому, что отношения частов звуков являются натуральными числами (1:2:3:4…), т.е. как раз те самые доли, на которые мы делим струну.
Искусственный флажолет так называется просто потому, что слово искусственный это антоним к натуральный, точнее было бы называть его «изменённый» или просто «не натуральный».
Есть много способов извлечения флажолетов (техник). С помощью этих техник можно извлекать как натуральные, так и искусственные флажолеты, но (и отсюда вся путаница), поскольку, в основном, все эти извращения нужны чтобы извлекать искусственные флажолеты (натуральные можно извлечь простым пальцевым способом), то все техники, кроме самой простой пальцевой разновидности, называются «искусственные флажолеты». Теоретически это не верно, но так уж сложилось. Иначе говоря, если вы извлечете медиаторный флажолет над 12м ладом открытой струны, то это будет, с точки зрения теории, натуральный флажолет, а с точки зрения техники, искусственный.
Пальцевый флажолет - слегка касаемся пальцем струны в точке, которая делит струну на равные доли и извлекаем звук. Для чистоты тона палец можно через долю секунды убрать. При игре натуральных флажолетов, касаемся пальцем левой руки. Если играем искусственные, то левая рука занята, поэтому касаемся струны указательным пальцем правой и дергаем струну большим пальцем правой. Если удобно можно дергать струну средним или безымянным. При игре медиатором тоже можно играть пальцевые флажолеты, нужно прикасаться к струне в нужной точке мизинцем правой руки, а дергать струну медиатором. Т.е. дергаем ту часть струны которая ближе к голове.
Медиаторный флажолет - эту технику изобрел Рой Бьюкенен. Это способ извлечения флажолета с медиатором в руке. Мы не можем заранее приложить палец к нужному месту, но мы можем остановить струну в заданном месте сразу же после звукоизвлечения, тем самым мы приглушим основную ноту и все её обертона, кроме тех, у которых в точке прикосновения находится узел стоячей волны. Соответственно, нам нужно прикасаться пальцем точно в том месте, где мы бы прикасались указательным пальцем правой руки извлекая флажолет обычным способом. Когда мы укорачиваем струну, то, грубо говоря, плотность точек стоячей волны увеличивается. Поэтому над звукоснимателями их очень много, и может показаться, что дергать/глушить можно где угодно, но это не так, звук будет довольно сильно отличаться. Кстати, Гован на эту тему высказался в своей толерантной манере: «Многие рок/метал гитаристы извлекают медиаторные флажолеты в случайных местах струны, не особо заботясь о высоте звука - что-ж, иногда нужно просто повизжать»). Попробуйте искать «правильные» точки на неподключенной гитаре, тогда они будут более очевидны.
Тэппинговый флажолет - это тоже название техники, популяризовал её Ван Хален. Здесь мы вообще не используем медиатор. Мы просто бьем по струне в нужном месте, тем самым и производя звукоизвлечение, а при отпускании струны глушатся все обертона, кроме нужных. Другая разновидность этой техники похожа на медиаторный флажолет, только между извлечением основной ноты и прикосновением к «точке стоячей волны» проходит столько времени, сколько нужно. Попробуйте дёрнуть открытую струну, а потом аккуратно прикоснуться к ней точно над 12м ладом, при большом перегрузе флажолет будет более отчетлив. Это тоже тэппинговый флажолет.
Арфовый флажолет - Вот отличный пример игры таких флажолетов на басу. Суть в том, что при извлечении флажолета, мы добавляем к нему и основную ноту, сыгранную на другой струне. Звук получается похож на звук арфы.
Двойной (Double attack) флажолет - касаемся струны в нужном месте медиатором, а извлекаем ноту средним или безымянным пальцем. Это довольно сложно повторить без «дребезга» струны. Кроме того, тут очень важно расстояние между медиатором и пальцами.
Полуфлажолет - идея в том, чтобы при извлечении флажолета приглушить обертона не до конца, например убрать палец одновременно со звукоизвлечением. Тогда получится, что основная нота и флажолет звучат с примерно одинаковой громкостью.
И ещё целая куча всяких разных флажолетов…
Примечание получилось большим, по большому счету, это краткий пересказ статей о флажолетах с английской версии Википедии.
Флажолеты
Флажолет - это звук производимый гитарой при легком прикосновении к вибрирующей открытой или прижатой струне в месте, делящем её на определенные доли. Флажолеты могут звучать очень красиво и, кроме того, с их помощью можно сыграть мелодии, которые иначе сыграть невозможно, потому что некоторые ноты, которые извлекаются флажолетами, выше чем самые высокие ноты на грифе.
Давайте рассмотрим основы теории извлечения флажолетов на гитаре. Любая «нормальная» нота на самом деле состоит из определённого количества других нот, или иначе обертонов. Эти обертона составляют гармонический звукоряд, который состоит из следующих интевалов: тоника, большая секунда, большая терция, увеличенная кварта, чистая квинта, уменьшенная септима и октава. Гармонический звукоряд иначе называют обертонным звукорядом, натуральным звукорядом и четвёртым модом гаммы мелодического минора (лидийский доминантный лад). Любая нота гармонического ряда может быть извлечена из основной ноты легким прикосновением к вибрирующей струне в точке, которая делит струну на равные доли. Попробуйте, дергая струну, слегка прикоснуться к ней точно над 12м ладом. Это прикосновение разделит струну на две части и она будет вибрировать в два раза быстрее. Флажолет получаемый над 12м ладом звучит в два раза выше основной ноты (в октаву).
Флажолеты которые играются на открытых струнах называются «натуральные флажолеты». Три самых распространённых места для извлечения натуральных флажолетов это 5й, 7й и 12й лады. Из 5го лада извлекается нота на две октавы выше основной (иначе её невозможно сыграть, если на вашей гитаре не 24 лада); над седьмым ладом получается чистая квинта выше на октаву; а над 12м, как уже говорилось, извлекается октава. Другие интервалы обертонного звукоряда извлекаются на разных местах струны, не всегда прямо над каким-то ладом. Вы можете поэкспериментировать, непрерывно зацепляя струну медиатором и слегка проводя пальцем по струне от нулевого порожка к бриджу, когда найдете флажолеты, запомните их положение, чтобы использовать их в будущем.
В нижеприведённых восьми примерах вы найдёте большой ассортимент флажолетов. После двух примеров натуральных флажолетов, мы перейдем к искусственным флажолетам - так называют флажолеты, которые играются в интервал с прижатыми на ладах, а не открытыми нотами. Также рассмотрены и другие техники: медиаторные, тэппинговые и арфовые флажолеты (их называют искусственными, даже если относятся к нотам на открытых струнах). Объяснятся, как эти техники выполнять. Использование искусственных флажолетов вместе с натуральными поможет очень сильно разнообразить вашу игру.
Эдди Ван Хален использовал много разных флажолетов в своей игре. Если хотите послушать хорошую запись, где демонстрируются и самые простые натуральные флажолеты и сложные тэппинговые и искусственные, то лучшим выбором будет сборник Best Of Van Halen Volume 1. Чтобы услышать медиаторные флажолеты в отличном блюзовом контексте, послушайте ZZ Top’s Greatest Hits с великим Billy F Gibbons. |
Настройка
Хорошие и чистые флажолеты легко получить, если включить бриджевый звукосниматель и добавить эффектов типа дисторшена, хоруса и компрессора (хотя другие новые техники лучше изучать на чистом звуке, чтобы качество исполнения не маскировалось эффектами). Я использовал свою James Tyler SE, включив её в ламповый усилитель Marshall. Громкость и тембр были выкручены на максимум, и включен бриджевый сингл.
Пример 1. Лик из натуральных флажолетов
|
Нажмите для увличения на изображение |
Здесь натуральные флажолеты используются для создания восходящего музыкального хода. Указательному пальцу и мизинцу нужна большая растяжка, чтобы покрыть расстояние между 12м и 7м ладами. Используйте пальцевое звукоизвлечение, это облегчит задачу, поскольку в лике используется пропуск струн.
Пример 2. Аккорды флажолетов в стиле Стива Вая
|
Нажмите для увличения на изображение |
Здесь мы используем натуральные флажолеты на 5м, 7м и 12 ладах, чтобы сыграть аккорды. Эти аккорды только немногие из большого количества возможных, но они хорошо подходят для начала. Постарайтесь чтобы ноты звучали как можно дольше.
Пример 3. Тэппинговые арпеджио в стиле Ван Халена
|
Нажмите для увличения на изображение |
Здесь мы заставляем аккорд Eadd звучать на окатаву выше с помощью тэппинга на 12 ладов выше точки, где прижата струна. Для большей наглядности прижмите аккорд левой рукой на 12 ладов выше, это позволит проще запомнить лады, где нужно играть тэппингом. Тэппинговые флажолеты имеют особое уникальное звучание, а если добавить Chorus, то они будут звучать чище.
Пример 4. Арфовые флажолеты в стиле Чета Эткинса
|
Нажмите для увличения на изображение |
Искусственные флажолеты можно использовать, чтобы добавить обертонов к нотам не на открытых струнах. Так достигается красивое звучание арфы. Слегка прикоснитесь указательным пальцем правой руки над 15м ладом шестой струны и дерните её большим пальцем. После этого дерните третью струну безымянным пальцем. Продолжайте играть таким же образом, чтобы получить «эффект арфы». Эта техника требует хорошей точности, так что будьте терпеливы отрабатывая её.
Пример 5. Флажолетные трелли
|
Нажмите для увличения на изображение |
Этот пример очень легко сыграть и при этом он звучит очень эмоционально, если добавить немного дилэя и дисторшена. Трелль между открытой пятой струной (ля) и 2м ладом (си). Слегка прикоснитесь ладонью правой руки к пятой струне в районе звукоснимателей. Двигайте ладонь взад-вперед по струне, получая разные флажолеты, «фишка» в том, чтобы найти и запомнить «правильное» место.
Пример 6
Чтобы сыграть этот эффект, похожий на звук падающей бомбы, положите левую руку на струны над звукоснимателями. Ударьте медиатором по четвертой, третьей и второй струне и сразу же уберите левую руку, чтобы получить флажолеты. Они будут очень разными по звучанию; чтобы добавить «эффект бомбы» используйте ручку тремоло.
Пример 7
Этот эффект здорово подходит, чтобы удивлять друзей. Сначала выкрутите громкость на гитаре «в ноль». Просто сыграйте флажолеты над 12м ладом на шестой и пятой струнах и, как только они зазвучат, поднимайте громкость. Теперь нажимайте и отпускайте рычаг, чтобы имитировать звук двигателя и переключения скоростей.
Пример 8
|
Нажмите для увличения на изображение |
Теперь рассмотрим самые популярные флажолеты - медиаторные. Возьмите медиатор так, чтобы кончик большого пальца выступал за его край. Большой палец должен слегка касаться струны сразу после медиатора, это позволит получить флажолет с отличным визгом. Поэкспериментируйте с позицией, в которой вы извлекаете звук, двигая руку вдоль струны. Найдите разные точки и постарайтесь запомнить где они находятся.
|