Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

worldelectricguitar в вконтакте

weg


 

Арпеджио тэппингом!

Автор: Дмитрий Малолетов

Дмитрий МалолетовМногие начинающие гитаристы полагают, что двуручный тэппинг, при котором обе руки извлекают звук на грифе гитары между ладов изобрел Эдди Ван Халлен. И хотя этим приемом играли еще джаз-мены в послевоенные годы (в начале 50-х даже вышел учебник Джимми Уэбстера) легендарный виртуоз действительно открыл данный вид техники огромной массе рок-гитаристов. Необычный исполнительский прием, который, казалось бы, был уделом единичных неординарных экспериментаторов вдруг стал массовым «всенародным» достоянием. Сейчас, зайдя в любой гитарный отдел музыкального магазина, редко не услышишь искрометного арпеджио на одной струне в исполнении лохматого подростка!

Такое положение вещей получилось вследствие того, что достаточно потрени - роваться пару часов и даже не совсем подготовленный гитарист сможет сыграть умопомрачитель - ный с точки зрения обычной техники пассаж.

Пример 1 Пример. mp3

А так как играть такие арпеджио тэппингом оказалось довольно просто (в самом примитивном конечно виде), то все эти «понты» для многих потеряли цену. Кого удивишь тем, что могут все! В настоящее время данную технику применяют в основном эпизодически и если это оправдано в художественном контексте.

С другой стороны теппинговые арпеджио таят в себе много нераскрытых моментов, которые при ближайшем рассмотрении имеют художественную ценность и могут прекрасно влиться в музыкальную фактуру современной музыки.

Начнем с расширений простого теппинга. Например, вместо одной ноты в арпеджио можно использовать их несколько. Так как все это действие происходит в очень быстрых темпах, то целесообразно использовать не только один палец правой руки (обычно указательный или средний), но все 4. В этом случае получается разделение партий – верхний голос – соло, арпеджио – аккомпанемент.

Пример 2 Пример. mp3

Основная сложность игры теппингом на дисторшне всеми пальцами заключается в том, что необходимо уметь глушить струны, которые приходят в колебание от ударов по соседним струнам. На перегрузе даже малейшего прикосновения достаточно чтобы ненужные ноты начали давать грязь. Существует много механических приспособлений, например, резинка для волос, которые в какой-то степени спасают гитариста, обильно использующего эти приемы. На мой взгляд помимо всего прочего надо стараться глушить струны руками, находя решение самостоятельно, так как единого правильного рецепта, (т.е. какой-то специальной постановки, приемов и т.д.) пока нет.

Кроме стандартных направлений арпеджио, используя все пальцы правой руки, гитарист может играть и другие виды арпеджио. Например, когда 4 и 1 палец обеих рук играет легатный срыв.

Пример 3 Пример. mp3

В примере 4 показан еще более сложный вид арпеджио – правая рука играет три ноты. И при должной тренировке это сделать не так сложно как это выглядит в нотах.

Пример 4 Пример. mp3

Следующий этап в развитии тэппинговых арпеджио - переход от игры на одной струне к использованию нескольких струн. На этом этапе игра становится посложнее, да и количество различных комбинаций возрастает до бесконечности.

Обратите внимание на следующий пассаж. Это типичный вид игры «поочередного теппинга», когда левая и правая руки играют поочередно на соседних струнах.

Пример 5 Пример. mp3

Здесь особо стоит отметить, что этим способом можно обыграть не просто мажоры и миноры, но и аккорды с надстройками. В приведенном примере обыгран аккорд G6/9, благодаря введению в арпеджио нот А (9-я ступень) и Е (6- я ступень).

Для того, чтобы научиться играть такие арпеджио стоит внимательно анализировать гриф и искать закономерности. Я думаю, что при творческом подходе любой гитарист найдет много удобных и эффективных по звучанию аппликатур.

Конечно, двуручные арпеджио имеют множество форм, но мне в данной статье хотелось бы обратить внимание на одном интересном приеме, который очень неплохо звучит, при этом играется достаточно просто. Данный вид арпеджио может звучать только на чистом звуке без перегруза и по своей фактуре напоминает звучание арфы. Суть приема состоит в следующем. Левой рукой зажимается аккорд и удерживается на весь такт (или более), а правой рукой играются легатные срывы от верхних нот к аккордовым нотам. Правой рукой можно извлекать ноты не только основного аккорда, но и различные надстройки и альтерации. Все это дело фантазии и вкуса. Для анализа данного приема посмотрите рисунок и нотную запись.

Пример 6 Пример. mp3

Рис. 1

Заключение

Итак, в данной статье мы проанализировали некоторые варианты тэппинговых арпеджио. Естественно никакая статья не может отразить даже малого процента всего многообразия всевозможных вариантов. Я уверен, что вы, потратив совсем немного времени, найдете много интересных идей в этой еще далеко не изученной области гитарной науки.

guitar

 


Email
Вконтакте YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2016 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин