Из истории
Музыканты
Статьи
Файлы
Уроки
Магазин
Гостевая

weg


 

Дмитрий Четвергов. Урок 1

Дмитрий ЧетверговМеня постоянно спрашивает молодежь, да и не только…даю ли я уроки. Мне приходилось отвечать уклончиво, потому что преподавание - совсем другая профессия. Так или иначе, я все равно этим занимаюсь. Хотя бы потому, что постоянно обучаюсь сам. Представляю, что бы было мне интересно, если бы я оказался на месте молодого неискушенного музыканта.

Ну и конечно свою преподавательскую практику я практически не прекращаю, делясь своим опытом с молодыми коллегами. Научиться играть быстро и драйвово могут многие, а вот научиться с душой извлекать волшебные и чарующие звуки из гитары, свободно импровизировать, создавать что-то индивидуальное, способны немногие.

Я считаю, что для любого музыканта необходимо понять и освоить блюзовый лад – основу любой современной музыки. Я начал свои уроки в журнале «Musicbox» в разделе «Workshop».

- Дмитрий Четвергов

***************************************************************************

- СНАЧАЛА БЫЛ БЛЮЗ -

Как правило, те уроки, которые даются в workshop , адресуются молодым музыкантам. И мой опыт работы с молодыми музыкантами показал, что у большинства из них с блюзом туговато. Хотя, конечно, технический уровень значительно вырос. Могу с уверенностью сказать, что наше поколение в их возрасте таких высот добиться наверное, и не мечтало. Здесь, конечно, главная причина в том, что мы обучаясь шли, как говорится, «по приборам». Пытались расшифровать записи мастеров, понижая скорость на ленточном магнитофоне, понятия не имели как это, в какой позиции играется на самом деле.

Я с большим удовольствием поделюсь своими наработками, которых скопилось великое множество. Как я говорю своим ученикам, сейчас покажу за полчаса(«разжую») то к чему шёл много лет .Хотя, наверное, многое уже было сказано о блюзе и существует ряд различных школ, но у каждого музыканта, посвятившего большую часть жизни музыке, есть свои наработки, секреты, теории. Конечно, они все неизбежно сойдутся в одном. Я скажу так, что блюз – это основа всех основ. Хорошо прочувствовав и освоив блюзовый лад и основные позиции , можно будет блестяще использовать эти наработки в любом стиле и направлении.

У многих есть ощущение блюза, как такового. Но зачастую, играется он интуитивно и неосознанно и в основном в импровизации звучит обычная пентатоника. В блюзовом ладу не так много ступеней как скажем в джазовых ладах. Многие гитаристы воспринимают блюзовый лад как обычную минорную пентатонику, которая варьируется с мажорной ступенью (повышенной третьей), с пониженной пятой, мажорной шестой ступенью и некоторым рядом хроматизмов. Но в теории принято рассматривать блюзовый лад как сочетание мажорной и минорных пентатоник и пониженной пятой ступенью. И я бы охарактеризовал блюзовый лад (что в принципе соответствует выше сказанному),что это мажорная гамма с пропущенной второй, мажороминорными вариациями (бендами)от пониженной третьей к третьей ступени и наоборот, вариациями между пониженной пятой и пятой ступенями, вариациями между шестой и пониженной седьмой. (В рассматриваемых примерах возможны нотные несоответствия, это недоработка программы Guitar Prо, пониженная пятая ступень в тональности Е - нота си-бемоль, а программа выдаёт ля-диез и т.д.)

В этом примере будет представлен так называемый модифицированный блюзовый звукоряд, проигрываемый в разных позициях по всему грифу





Я достаточно долго анализировал примеры известных блюзменов, а здесь я приведу несколько своих наработок.

Каждый год наблюдаю фестиваль «Многоликая гитара», который проходит в Гнесинском училице. А в этом году впервые в конкурсе появилась обязательная блюзовая импровизация. Это радует , потому, что нужно любому музыканту уметь импровизировать в блюзовом ладу в различных тональностях и темпах. Но в погоне за техникой, за модными приемами, молодые музыканты совершенно теряются, когда нужно спонтанно сыграть , соблюдая блюзовый квадрат. Как я уже сказал, существуют проблемы в обыгрывании мажорного лада. Предлагаю разобраться на примере обыгрывания мажора в двух позициях: второго и четвёртого лада в тональности Е.



Как известно, нарабатывание позиционных ликов (моделей), очень важно для их модернизации и дальнейшего соединения в импровизационную канву.

Каждая позиция – это своеобразный бокс, в котором происходит импровизационно мелодическое построение. Эти позиционные построения связываются между собой слайдами. Важно пропевать ноты, которые проигрываются определенными пальцами, соответственно пальцы привыкают к своему месту в боксах, и ,двигаясь в заданном направлении, попадают на конкретное место, привычное для данной позиции. В общем, со временем ,как говорится , «руки играют сами».

У меня довольно много разных блюзовых наработок. Некоторые из них я покажу. Опять рассматривается обыгрывание Е7 в позициях второго и четвёртого лада.



В блюзе очень важно использовать двойные ноты (аккордовые). В следующем примере рассматриваются подобные модели, причём каждая из них играется в определённой позиции. В принципе на основе каждой модели можно построить эффектное соло. Даже отдельными вставками они удачно вплетаются в обыгрывание фрагментов блюзовых (и не только, всё зависит от фантазии и вкуса) пьес. В данном примере я соединил эти модели в единый LICK.



Те, кто захотят подробно изучить эти примеры, посмотреть внимательно ноты, поиграть в различных темпах могут воспользоваться моим сайтом : www.chetvergov.ru и здесь, в разделе уроки, можно скачать эти примеры в формате GuitarPro. Набор нот осуществлял преподаватель Владимир Нестеров, за что ему огромное спасибо. Условные обозначения:

B - бенд;
B’ – бенд, но палец левой руки тянет струну вниз (в сторону пола);
PB – пребенд (pre-bend);
R - возврат ( return ), обычно после бенда или пребенда;
P – пул ( pull, pull-off ), легатный срыв струны;
B R , PB R - бенд или пребенд с последущим возвратом;
B R P, PB R P - бенд или пребенд с последущим возвратом и следующим затем пулом (срывом струны) - обычно к ноте, отстоящей от исходной на 1, 2 или 3 полутона ниже;
* B - бенд, но не сразу, сначала звучит исходная нота;
H – хамер (hammer-on), легатный удар по струне;
is – слайдовый въезд (slide in) в ноту;
Vib – блюз-роковое вибрато, но с большей аммплитудой, более аггрессивное;
shift – сдвиг позиции (и кисти левой руки);

Очень полезно играть блюз в разных темпах и в разных тональностях. Разумеется речь идёт о двенадцатитактовом традиционном квадрате. Я вообще создал последовательность тональностей начиная с тональности E доходя до тональности C (E-A-D-G-C-E). Причем первую часть (E-A-D) проигрывал каждую тональность по два квадрата. Всего шесть квадратов в медленном темпе, и далее последующие шесть квадратов (G-C-E) в быстром шафле. На элементарной ритмической основе, я записал простейший гитарный аккомпонимент на всю длинну. Таким образом получается пьеса около восьми минут(я её назвал «LONG BLUES»), но проиграв два- три раза эту пьесу, получаешь полное ощущение блюзового сейшна, причем в момент импровизации я занимаюсь еще и техникой, играя различные пассажи, пользуясь различными приемами. А со стороны кажется, что каждая тональность это модуляция, и таким образом не надоедает ни играть ни слушать. Казалось бы ничего сложного(смена тональностей происходит по квартам вверх), ан нет, многие говорят, да что тут играть, сдвигаешь позиции и всё. Такие как правило постоянно ошибаются, теряются, не зная что будет в следующем квадрате, таким бразом просто «лажуют»…. Вот именно, в этой простоте и заключается сложность.

Очень полезно играть с закрытыми глазами, для того чтобы не подсматривать, я просто завязываю глаза, вот здесь и выясняется насколько хорошо развито ощущение инструмента. Это дает мне интересные результаты в качестве разработки новых упражнений, служит хорошим поддержаеием формы. Всем хорошего БЛЮЗА!

Автор: Дмитрий Четвергов

Дмитрий Четвергов (Урок 2)
Дмитрий Четвергов (Урок 3)
Дмитрий Четвергов (Урок 4)

Дополнительно

Биография Дмитрия Четвергова


guitar

 


Email
YouTube Twitter
RSS
Рейтинг@Mail.ru

© 2024 World Electric Guitar
Web дизайн: А.Устюжанин